РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Родительский университет

 

 

                         РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

   Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

     Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

Родительский университет 

     Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть.

     Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком.

I ступень "МОЙ РЕБЕНОК - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК" 1-4 классы

Нежелание идти в школу

Время от времени оно посещает школьника любого возраста. Что же говорить о первокласснике, для которого радостное ожидание и праздник 1 сентября остались позади!

От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от малыша: "Не пойду я больше в эту школу...". Стоит ли немедленно начать бить тревогу? Психолог А. Прихожан предлагает отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.

Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители.

Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка.

Что следует знать родителям?

1. Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше срока. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.

2. Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: "Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!" Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.

3. В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка, для общения со сверстниками.

4. Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую отметку ниже пятерки воспринимают как трагедию.

5. У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками.

Что может сделать родитель?

1. Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.

2. Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

3. Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

4. Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.

5. Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.

6. Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником.

7. Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

 

Памятка для родителей будущих первоклассниковexpand_more

Скоро в школу... Следующей осенью ваш ребенок переступит порог школы. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

 

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в школу. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое… Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Агрессивный ребенок. Что с этим делать?expand_more

Агрессия – не всегда явление отрицательное. Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению. А вот агрессивность – это устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий, направленных на другого. Это уже то, что не стоит взращивать в детях.

Бороться с агрессивностью нужно:

-       Терпением

-      Это самая большая добродетель.

-       Объяснением

-      Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

-       Отвлечением

-      Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что он пытается делать.

-       Неторопливость

-      Не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повторится.

-       Наградами

-      Если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Если ребёнок агрессивен...

 Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, бьет посуду, портит мебель, рвет тетради.

 

Итак, ребенок агрессивен. А что могло послужить причиной этому?

Давно доказан психологами эффект заражения агрессивным поведением при наблюдении за ним. Т.е. повсеместная демонстрация сцен насилия может послужить причиной. Сюда относится и телевидение.

Определенный стиль воспитания в семье также одна из возможных причин.

Еще одна частая причина агрессивности – индивидуальные особенности ребенка. Ну и, конечно, социально-культурный статус семьи также влияет на агрессивность (С волками жить – по-волчьи выть).

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Еще одной причиной появления агрессивности может быть недостаток внимания к своей персоне со стороны окружающих. Ребенок действует так, чтобы удовлетворить свою потребность в общении и любви.

Предупреждение агрессивных действий детей:

-       Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность.

-       В некоторых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

-       Если конфликт возникает среди детей, то стоит «агрессора» временно остановить среди них: пусть почувствует, что такое проявлять агрессивность без явного повода для нее;

-       Если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям. То пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;

-       Если ребенок готов к нанесению удара. То лучше быстро остановить его и резко предупредить: «Нельзя!»;

Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

-       подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его поступка;

-       искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

-       следует помнить: частые наказания неэффективны. А безнаказанность еще больше портит;

-       придумать другие приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание).

Как воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен:

Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок).

Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять.

Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего.

Малыши во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, дитя вас просто не послушает. 

Упражнение «Гнев».

Детям показывается пиктограмма гнева на листке бумаги. Каждый пытается изобразить эмоцию гнева. После этого проводится конкурс на «Самый гневный гнев».

Упражнение «Куда уходит злость».

«Пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость средину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно».

Упражнение «Где живет гнев?»

«Гнев может жить в любом месте вашего тела. Поищите его у себя. Что вы чувствуете в этой части тела? (напряжение, зажимы, тяжесть). Приятно ли вам от этих ощущений? А теперь нарисуйте человечка, покажите место, где живет ваш гнев, и раскрасьте его цветным карандашом».

Упражнение «Сколько во мне гнева?»

Перед ребенком ставится стакан, и взрослый предлагает ему налить в него столько воды, сколько гнева он чувствует в себе в данный момент. Озвучивает свои действия.Подобное можно делать с воздушным шариком, надувая его до определенной степени. («Мой шарик вот-вот лопнет».)

Упражнение «Застывшая скульптура»

При «потасовке» её участникам предлагается замереть, изображая глиняную скульптуру в застывших агрессивных позах. Остальным предлагается побыть скульптором и поменять что-то в этой скульптуре (положение рук, ног, выражение лица). Возможно, получится совсем другая скульптура.

Упражнение «Превращения злости».

Если есть доска с маркерами, или мелками, го противникам даются два разных цвета и предлагается быстро зарисовать доску. Затем посмотреть на общий рисунок и постараться увидеть, что в результате получилось. Это получившееся общее изображение нужно обвести, обозначив, например, животное, растение, облака и т.д.

Упражнение «Два барана»

На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом в плечо, сдвинуть соперника из центра круга. Остальные - болельщики.

Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди»

Все по команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони или руки скрещены на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково. (Кулаки  свидетельство агрессивности в группе).

Упражнение «Одеяло»

Ведущий взбивает одеяло и «усаживает» его на стул в центре круга. «Представьте себе, что здесь сидит ... Сейчас каждый из вас по очереди может подойти и что-то сделать с этим одеялом, то есть с ... Дети подходят к одеялу. ...Ну как, теперь он(а) вам нравится?.. А может быть что-то еще сделать?»

II ступень "МОЙ РЕБЕНОК - ПОДРОСТОК" 5-9 классы

Переходный возрастexpand_more

 

Профилактика компьютерной зависимостиexpand_more

Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых — компьютерная и интернет-зависимость детей и подростков. К сожалению, лёгкий доступ к самой разной информации может помешать ребёнку развить в себе творчество, интеллект, умение строить глубокие отношения и преодолевать трудности, а также негативно сказаться на нравственном развитии.

   Давайте разберёмся, как родители могут организовать жизнь ребёнка, чтобы технические средства помогали ему развиваться, но не владели им. Иными словами, что можно сделать в семье, чтобы снизить риск возникновения компьютерной и интернет зависимости.

   Словосочетание «компьютерной зависимости» описывает целый ряд зависимостей, которые в мировой практике рассматриваются отдельно. Так, выделяются зависимость от компьютерных игр (гейминг), интернет-зависимость (сетеголизм), киберсексуальная аддикция (болезненное пристрастие к сексуальному поведению посредством использования компьютерных технологий) и некоторые другие. Мы подробно остановимся на первых двух видах и под словосочетанием «компьютерная зависимость» будем понимать гейминг и сетеголизм. Сегодня эти понятия ещё не вошли в медицинские справочники, но такая возможность постоянно обсуждается, появляются соответствующие клиники и научные труды.

 Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Можно выделить 7 семейных факторов, способствующих возникновению и развитию у младшего школьника, подростка, гейминга и сетеголизма.

1. Низкий нравственный уровень семьи. Вряд ли в семье, где постоянны сквернословие, пьянство, ложь, насилие, где встречаются супружеские измены и др. – вырастет ребёнок, свободный от зависимого поведения. Внимание к себе и удержание себя от порока – личностная основа независимого поведения. Подросток нравственно развивается тогда, когда он чётко осознаёт нравственно приемлемые границы своего поведения, а личный пример – самый важный фактор воспитания.

  2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Постоянные конфликты, грубость и хамство в семье, эмоциональная подавленность, отсутствие регулярного эмоционально привлекательного досуга в семье – всё это формирует у подростков стойкое негативное отношение к семье, а при длительном воздействии – повышенную или высокую тревожность, страхи. Поэтому подростки устремляются в виртуальный мир, где они хотя бы временно получают желательные эмоции. На виртуальных персонажах подростки могут вымещать агрессию, возникшую в реальных ситуациях.

3. Отсутствие доверительных отношений с родителями. Доверительные отношения с родителями дают ребёнку, подростку возможность для спокойного осмысления происходящих событий, позволяют сделать выводы и научиться лучше управлять собой. Хорошо, если родители могут хотя бы отчасти вместе с подростком осваивать позитивные возможности информационных технических средств.

    4. Стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей. Это мешает молодым людям укрепить их самостоятельность. Например, систематическое приготовление уроков ребёнком совместно с родителями приемлемо в 1-м классе, но, как правило, вредно в 5-м. В результате подростку, не умеющему организовывать свою деятельность (в частности, своё поведение во времени и своё внимание), трудно держать под контролем свои информационные увлечения.

5. Раннее приучение ребёнка к компьютеру, телевизору, мобильному телефону. Важно, чтобы у ребёнка-дошкольника сначала развивались творческие способности, социальные навыки, а уже потом, с 7-8 лет – навыки использования электронных средств. Дошкольника нужно учить играть в реальные, а не в виртуальные игры. Тогда он обретёт умение воплощать придуманные им самим образы, а не манипулировать уже готовыми. Этой проблеме посвящена трилогия книг Л. Петрушевской о поросёнке Петре. Творческий потенциал ребёнка должен найти реализацию в создании образов в игре – иначе ребёнку будет трудно быть успешным в школе, а в запущенных случаях проблемы могут быть более серьёзными. К сожалению, виртуальная игра всё чаще вытесняет реальную. В результате, в дальнейшем ребёнок становится более уязвимым для манипуляции сам, снижается его интеллектуальный уровень, ребёнку труднее общаться.

6. Неумение заинтересовать ребёнка, подростка жизнью в реальном мире (самими родителями или через других людей). Это важно для детей разных возрастов, но особенно актуально для подростков, которые, в силу возрастных особенностей, стремятся выйти за рамки семейной среды. Подростку нужно место, где он мог бы находиться продолжительное время и учиться удовлетворять свои потребности нравственно приемлемым образом. Такими средами могут быть учреждения дополнительного образования, значимые увлечения (при условии их грамотного руководства), школьные факультативы по предметам, интересующим подростка. Нереализованность подростка – одна из причин компьютерной зависимости. Сегодня положение осложняется тем, что среда, подкрепляющая зависимость, является, в том числе, значимой группой для подростка (например, в случае зависимости от многопользовательских онлайн-игр или от социальных сетей). Если подросток приобщился к этой среде, нужно помогать ему следить за временем и содержанием игр.

7.  Отсутствие родительского надзора за временем игр и нахождения ребёнка в Сети, тематикой посещаемых им сайтов. Приводит к тому, что ребёнок может приобщиться к нежелательной информации, стать участником сообществ, поощряющих его разрушительное поведение; также мешает ребёнку научиться контролировать свои увлечения. Существуют нормы времени работы ребёнка за компьютером. В некоторых странах мира, действует система ограничительных рейтингов на медиапродукцию. В частности, до 12 лет необходимо полностью исключить фильмы и игры, основанные на детализированном насилии. Вместе с тем, этот фактор не является главным, это лишь часть условий, помогающих юному человеку управлять собой.

Нормы работы ребёнка за компьютером:

Возраст Максимальное         Максимальное           Максимальная

                время                          время                           кратность

                непрерывной             работы                         в неделю

                работы                        в день

7 лет      15 мин.                      30 мин.                          1-2 раза

8 лет      25 мин.                      40 мин.                          2-3 раза

9 лет      25 мин.                      50 мин.                          2-3 раза

10 лет    30 мин.                      60 мин.                          2-3 раза

11 лет    35 мин.                      70 мин.                          3-4 раза

12 лет    35 мин.                      70 мин.                          3-4 раза

13 лет    40 мин.                      80 мин.                          3-5 раз

14 лет    45 мин.                      90 мин.                          4-5 раз

15 лет    45 мин.                      100 мин.                        4-6 раз

16 лет    45 мин.                      120 мин.                        5-6 раз

 В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения. Зачастую ребёнок проводит время за компьютером, когда родителей нет дома. Поэтому можно отследить это время с помощью специальных программ, например, Kaspersky Internet Security. Информацию по установке и использованию таких программ можно найти на сайтах их изготовителей; у многих программ существуют службы телефонной технической поддержки, номера их телефонов можно найти на тех же сайтах.

Как предотвратить развитие

компьютерной зависимости у подростков?

1. Управление каналами информации:

2. Определите, сколько времени Ваш сын или дочь проводят у экрана;

3. Наладьте родительский контроль, постепенно приведите время к нормам;

4. Помните, что ограничивая ребёнку доступ к компьютеру или планшету, Вы должны предоставить равноценную замену (например, устроить совместную прогулку, поход в музей и т.п.)

5. Ограничьте доступ к играм и фильмам с высоким содержанием насилия (ориентируйтесь на рейтинги: +6, +12, +16, +18);

6. Умейте быть продвинутым пользователем компьютера, Интернета;

7. Исключите или хотя бы снизьте проявления зависимого поведения со своей стороны (табак, сериалы, и т. п.), при необходимости — обратитесь за помощью сами;

8. Привлекайте ребёнка к использованию полезных программ и сайтов;

9. Проверьте, не является ли ребёнок уже зависимым с помощью опросника Кулакова для родителей; если это так, обратитесь к специалисту;

 

Развитие эмоционально-волевой сферы:

1. Помогайте отслеживать и анализировать свои поступки, мысли, эмоции;

2. Научите осознавать свои потребности, ставить цели и достигать их, организовывать время ;

3. Обеспечьте физическую активность (минимум – 2 часа в день);

4. Развивайте музыкальные вкусы, приобщайте к классической музыке;

5. Поощряйте творческое решение актуальных проблем.

 

Социальное развитие:

1. Создайте условия для того, чтобы Ваш ребёнок (подросток) нашёл себе группу сверстников, которая помогала бы ему развиваться;

2. Найдите учреждение дополнительного образования (работы) для ребёнка (подростка), помогите ему найти его самому;

3. Среднему и старшему подростку (13-17 лет) создайте условия для самоопределения (например, познакомьте его с профессионалами, вместе посещайте дни открытых дверей);

4. Станьте участником родительского сообщества, организуйте вместе дела по воспитанию детей.

 

III ступень "МОЙ РЕБЕНОК - СТАРШЕКЛАССНИК" 10-11 классы

Помощь родителей в выборе профессииexpand_more

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков.

Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

• обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

• рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

• учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

• если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

• не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

• поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

• если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это, ошибку можно исправить;

• если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

 

• В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

• Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

• Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

• Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления Ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

• Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

Сделать правильный выбор—значит найти профессию, которая:

• интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

• доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

• имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

 

Можно быть несчастным и при большом богатстве, и порхать от счастья, когда по мнению окружающих, ситуация хуже быть не может. Так и нелюбимая, но денежная и престижная профессия не принесёт радости, если выбор был сделан без опоры на личные предпочтения.

Любимая работа, которая дарит не только возможность реализации своих знаний и возможностей, но и чувство довольства собой, будет способствовать состоянию душевного равновесия.

 

Ошибки родителей при профориентации ребенка:

 

Самая грустная, но легко исправимая – пустить все на самотек. Каму-то лень или некогда заниматься своим ребенком. У кого-то у ребенка самый пик подросткового кризиса и в сторону родителя направленны только «колючки как у ежика» и возглас «Я сам!». Но какова бы не была причина, очень важно родителям осознавать свою роль и значимость в принятии этого решения.

Не устраняйтесь.  

Выбор профессии по принципу династии. В некоторых семьях уже, например, пятое поколение врачей или учителей, и зачастую в такой ситуации выбора у ребенка не остается. Иногда случается, что такой выбор становится очень успешным. Ведь ребенок растет в семье, где видит особенности этой профессии, слышит или даже участвует в беседах на профессиональную тему. И тогда можно смело говорить о том, что такой выбор соответствует интересам и склонностям ребенка. Делать же выбор таким способом, не учитывая, особенности ребенка, очень рискованно.

Выбор профессии исключительно по принципу будущего благосостояния. Деньги – это хорошо и важно. Но, все мы знаем, что если человек работает с удовольствием, «с душой» - то и результат достигается быстрее, а качество превосходит все ожидания. Именно заинтересованность, увлеченность будущей профессией – фундамент будущего профессионализма. А профессионализм – это и востребованность на рынке труда, и рост, и высокий доход.

Выбор профессии по принципу «Все равно где работать – лишь бы не работать!». Работа как убивание времени с целью получения заработка. Такое мнение тоже имеет право быть. Работа занимает 40 часов в неделю. В году в среднем 53 недели – это 2120 часов в год. Возьмем средний стаж 35 лет – 74 200 часов чистого убитого времени, потраченного на имитацию деятельности. Что может быть печальнее!

Желание родителей реализовать свою несбывшуюся мечту через выбор ребёнка. Помните, работать и жить в профессии придётся не Вам, а ребёнку, поэтому ориентироваться необходимо на его интересы и склонности.

Чем же могут родители помочь в выборе профессии?

 1. Информацией о мире профессий. Вы, как взрослые люди обладаете профессиональным опытом, поделитесь им со своим ребенком: расскажите об основных обязанностях, необходимых знаниях или умениях людей, знакомых Вам профессий.

2. Организовать «Профессиональные пробы». Очень важный механизм профессиональной ориентации — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

3. Обсуждение.  Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое.

В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать

свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?». Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у

меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг — к анализу возможностей.

Выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни, и помогая своему ребенку в этом выборе самостоятельного пути, вы помогаете ему обрести будущее счастье.

 

Кризисные ситуации. Как пережить их вместе.expand_more

 

 
 
Полезные советы для родителей в семейном образовании.expand_more

40 фраз, которые подарят детям крылья

Иногда мы просто не знаем, как выразить ребенку свою любовь, что сказать, кроме “здорово” и “молодец”. А говорить об этом очень важно. Родительские слова, как волшебные талисманы, останутся с ребенком на долгие годы и будут защищать, вдохновлять и поддерживать всю жизнь.

Если мы хотим воспитать гармоничную личность, умеющую дарить и принимать любовь, радоваться жизни и быть благодарным, то стоит почаще говорить следующие фразы.

  • Это нормально — злиться. Я помогу тебе успокоиться.
  • Это нормально — грустить. Я посижу с тобой рядом.
  • Это нормально — чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
  • Это нормально.
  • Мне нравится, какой ты.
  • Ты важен для меня.
  • Я слушаю.
  • Я здесь.
  • Ты не обязан делать меня счастливой.
  • Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
  • Я могу справиться с эмоциями, независимо от того, насколько они велики.
  • Я хочу смотреть, как ты играешь.
  • Конечно, я присоединюсь к тебе.
  • Давай я полежу с тобой.
  • Ты заставляешь меня улыбаться.
  • Я верю в тебя.
  • Я доверяю тебе.
  • Ты можешь справиться с этим.
  • Ты неидеальный, и я тоже, но наша любовь совершенна.
  • Спасибо.
  • Я горжусь тобой.
  • Я рада, что ты здесь.
  • Это нормально — совершать ошибки.
  • Не торопись.
  • Ты сильный.
  • Я горжусь, что я твоя мама.
  • Ты смелый.
  • Я прощаю тебя.
  • Я думаю о тебе.
  • Я скучала по тебе.
  • Это нормально, что ты передумал.
  • Это нормально – просить о помощи.
  • Я слышу тебя.
  • Я вижу тебя.
  • Прости меня.
  • Ты делаешь мою жизнь лучше.
  • Ты способный ребенок.
  • Ты достойный.
  • Ты очень много значишь для меня.
  • Я люблю тебя так же, как ты меня.

 

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменамexpand_more

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью.

11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

·внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

·если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

·если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:

– Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

– Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

– Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

– Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Говорите ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.

 

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себеexpand_more

Дома и в школе подростков часто беспокоят негативные мысли: «никто не хочет со мной общаться», «я — неудачник», «остальные ребята выглядят такими счастливыми», «со мной что-то не так». В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым. Как можно помочь ребенку укрепить самооценку и уверенность в себе?

Вот простой способ: в разговорах давайте ему почувствовать себя понятым и услышанным. Для этого применяйте техники перефразирования и уточнения, которые часто используются детскими психологами и продвинутыми родителями: «Ты хочешь это?», «Ты имеешь в виду, что…», «Если я тебя правильно понял, ты…», «Интересно, расскажи об этом подробнее», «Что ты имел в виду, когда сказал…». Ребенок, растущий в окружении, где его слушают и пытаются понять, начинает делать то же самое.

Самооценка человека держится на двух китах – убежденность, что меня любят и со мной все в порядке, и вера в собственную компетентность, в то, что я способен справляться с проблемами, даже если поначалу не знаю как. У вас две главные стратегии: проявлять свою любовь и дать возможность как можно чаще переживать опыт успеха. Это основа. Убеждайте ребенка, что все проблемы разрешимы, что с ним все в порядке, что каждый человек время от времени сталкивается с трудностями. И еще очень важно: развлекайтесь и больше смейтесь вместе. Это не так трудно, если немного поразмышлять и правильно организовать время.

Многие родители, искренне любят детей, либо не считают нужным, либо не умеют проявлять свою любовь. А ведь проявление любви к ребенку способно неожиданным образом изменить то плохое его поведение, которое родителям до сих пор не удавалось изменить непосредственно. Счастливый и уверенный в себе ребенок редко ведет себя плохо. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят, и создает чувство счастья, спокойствие и уверенность в себе.

Улыбка и зрительный контакт. Этот простой канал передачи родительской любви часто используется не по назначению, когда ребенка заставляют смотреть в глаза родителю, раздраженно выражающему свое негодование. Открытая улыбка — самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на родительское сочувствие, помощь и поддержку.

Ласка и контактный комфорт. По мере взросления ребенок получает все меньше родительской ласки, но нуждается в ней не меньше, чем младшие дети. Особенно выражен ее дефицит у мальчиков (в первую очередь со стороны отцов), поскольку в обществе распространено ошибочное мнение, что это может избаловать мальчиков и помешать им стать мужественными. Для каждого возраста родители могут выбирать свои формы общения, обеспечивающие ребенку контактный комфорт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки.

Похвала и поддержка. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а хорошее поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упрекам, угрозам и обвинениям, теряется контакт и возможность влиять на поведение. В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств, за которые его можно искренне похвалить.

Слова любви. Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, вне зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.

Предоставление свободы действий. По мере взросления, особенно в период подросткового кризиса, ребенок все больше нуждается в пространстве для принятия собственных решений. Без этого невозможно формирование ответственной, способной самостоятельно строить свою жизнь личности. Гиперопека построенная на замечаниях и упреках, приводит к инфантилизации, пассивности, снижению самооценки и тревожно-депрессивному эмоциональному фону. Предоставление свободы действий дает ребенку возможность почувствовать уважение к себе и значимость своего мнения, что укрепляет его уверенность в собственных силах.

Безусловное внимание. Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку, когда тот сам выбирает, чем заниматься. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей — укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости.

Успехов Вам!

 

 
свернуть
9 сентября, пятница

Нормативные документы

подробнее...