РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт

Наше время характеризуется кризисом культуры в мировом масштабе. Кризисное положение  культуры отмечают многие современные ученые и общественные деятели. Исследователи кризисной ситуации в основном приходят к мнению, что она является отражением сегодняшнего состояния общества, фактов экономической и политической жизни страны.

Основными признаками кризиса культуры являются противоречия в ценностных ориентациях людей, разрушение идеалов культуры, нарушение нравственных норм общества.

Особенно незащищенными в данный период времени являются дети, поскольку все перечисленные явления, совпадая с периодом инкультурации личности, затрудняют возможность «принятия» ребенком культуры, идентификации с ней. Отсюда сложности в адаптации детей к социуму, на что указывает рост числа детей, находящихся в состоянии школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Наряду с этим констатируются и затруднения в формировании духовно-нравственной позиции у подрастающего поколения.  Из-за противоречий в ценностных ориентациях взрослых ребенок затрудняется в определении жизненных ориентиров, что выражается в низком уровне мотивации,  культурной грамотности выпускников, системе отношений к миру, к самому себе, к социокультурному окружению, снижении культурного уровня общения, однообразием школьной среды. «Смешение» ценностей является, возможно, главной причиной роста детской беспризорности и преступности (ярко выраженный протест против социокультурного устройства мира). Неудовлетворение культурных потребностей приводит к неопределенности в целеполагании, что влечет за собой «уход» от реальности, ее подмену (угрожающий рост наркотической зависимости у детей). Все это требует новых культуросодержащих проективных, организационных и педагогических решений, осмысления всех процессов в понятиях культурологии образования.В этой связи проблема инкультурации личности школьников на сегодняшний день является своевременной и значимой для развития образовательной практики.

Позитивные изменения в образовательной системе школы неосуществимы, если не учитывается среда, в которой развивается личность учащегося. 

Во-первых, школьная среда представляет собой социально-педагогический феномен, аккумулирующий в себе педагогическую теорию и практику, качественное осуществление педагогической деятельности, сотрудничество с учащимися и их родителями, обусловленное культурно-историческим развитием общества.                                                          

Во-вторых, о возросшей значимости изучения культурной среды свидетельствует то, что современные процессы формирования и развития школьной образовательной среды не являются эффективными, так как продолжается снижение уровня обученности и воспитанности школьников, усиливается нежелание их учиться, что подтверждают исследования российских ученых (Н.П. Иванова, М.Н. Мирсагатова).

В-третьих, актуальность проблемы обусловливается и ее тесной взаимосвязью с проблемами профессионализма и педагогической культуры учителей. Поэтому в школе важно развивать такую среду, которая способствует созданию возможностей для профессионального роста педагога.

В-четвертых, среда способствует эффективному решению задач социализации и инкультурации личности, обеспечивает содержательную и функциональную взаимодополняемость и скординированность ресурсов и возможностей образования и культуры.                                                        

Готовность         коллектива к реализации данного проекта подтверждалась высоким уровнем профессионализма педагогического коллектива (92,3% педагогов с высшим образованием, 88,5% педагогов имели первую и высшую квалификационную категорию) и его мотивацией к инновационной деятельности, активным участием в разработке и реализации инновационных проектов и программ. Учреждение образования имело опыт работы по реализации республиканского инновационного проекта     («Внедрение экологической модели формирования психологической культуры, здорового образа жизни», 2010-2013).                                     

В школе успешно функционирует народный историко-краеведческий музей, филиал музыкальной школы, налажено взаимодействие с Кревским Домом культуры, сельской библиотекой, Сморгонским районным центром творчества детей и молодёжи. На базе учреждения образования работает информационно-туристический центр.Современное мультимедийное обеспечение (наличие компьютерного класса с 7 компьютерами, мультимедийного проектора, интерактивной доски, собственного сайта), спортивной базы позволили определить новые направления деятельности в контексте заявленной темы проекта.    

Успешно реализовано социальное партнёрство с Кревским сельским исполнительным комитетом, Кревской врачебной амбулаторией, Кревским лесничеством, ПКУП «Крево», православной церковью святого Александра Невского, католического костёла в аг. Крево, фермерским хозяйством «АгроВастара».        

Участие в проекте по внедрению модели инкультурации личности школьника на основе средового подхода  позволило обогатить инновационный опыт новым содержанием.                                                          

 

Модель инкультурации личности учащегося на основе средового подхода включала целевой, содержательный, технологический, результативный блоки и модель учащегося. 

Целевой блок включал принципы, цель и задачи.                                       

Инкультурация личности школьника на основе средового подхода основывавалась на  принципах гуманизации и демократизации, целостности, культурологизации содержания обучения, культуросообразности, индивидуализации культурно-образовательных траекторий развития личности, преемственности, интеграции на культурологической основе, диалогического общения, свободного выбора, творчества.                                                    

Использование принципа демократизации способствовало созданию условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала, позволяет осуществлять переход к субъект-субъектным взаимоотношениям учителей и учеников, дает право обучающимся на собственные взгляды и свободный выбор в сферах учения и разностороннего саморазвития.                                                                

Принцип гуманизации реализовывался через организацию воспитывающего образования, использование личностного подхода, отношений сотрудничества, состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей, гуманизма, уважения к личности ребенка.   Использование принципа целостности позволило осуществлять единство  процессов воспитания, обучения, развития и формирования качеств личности человека культуры.                                                                                                        

Принцип культурологизации содержания обучения позволил внести в содержание обучения культурологическую информацию, увеличить гуманитарную составляющую содержания обучения, «очеловечить» научные знания школьных предметов, рассматривать их как произведения творчества личностей – учёных, их создававших.                                                                         

Принцип культуросообразности предоставлял возможность самоидентификации личности ученика в современной культуре, самоорганизации собственной жизни на основе высших человеческих ценностей, позволял быть сообразным культуре того места и времени, в которых он живёт.                                              

Принцип индивидуализации заключался в том, что учащийся являлся ценностью как носитель и творец культуры, неповторимый и уникальный. Использование данного принципа позволило организовывать образовательный процесс сообразно индивидуальным возможностям и способностям школьника. 

 Принцип преемственности, проявлялся в непрерывности процесса образования, когда каждая новая ступень обучения опирается на предыдущую и готовит к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и других способностей учеников. Посредством преемственности достигалась целостность образовательного процесса и его восходящий характер.           

 Принцип интеграции на культурологической основе реализовывался посредством объединения всего школьного предметного знания, образовательного пространства школы на основе культурологического знания.                                            

Принцип свободного выбора предполагал свободное волеизъявление и самопроявление личности школьников в разных сферах учебно-познавательной и развивающей деятельности школьников.

Принцип диалогического общения предполагал создание условий субъект-субъектных взаимоотношений. Они характеризуются равноправием субъектов общения, толерантным отношением к мнению другого человека.

Цель и задачи инкультурации личности школьника определяли ее содержательный блок. Определение содержания инкультурации личности школьника содержало в себе в качестве учебного материала культурологическую информацию, способствующую овладению школьниками социокультурным опытом предыдущих поколений, выраженным в знаниях, видах и способах деятельности, правилах межличностного взаимодействия, общения,   направленные на формирование качеств личности человека культуры у учащихся.                    

Технологический блок модели включал в себя пути и средства формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе средового подхода.

 

 

                                                                                                                                                                

 

                                                                                                                                             

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В учреждении образования была организована работа с педагогами, учащимися, родителями. Создана творческая группа педагогов, реализующих инновационный проект.

Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом работы над инновационным проектом.

С целью создания условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов была организована следующая деятельность в рамках реализации проекта:

организовано сетевое взаимодействие с учреждениями образования, реализующими инновационный проект «Внедрение модели инкультурации личности школьника на основе средового подхода»;

организовано повышение квалификации участников проекта в государственных учреждениях образования «Гродненский областной институт развития образования» и «Академия последипломного образования»;  

разработаны три учебно-методических комплекса для проведения занятий по учебным предметам "Музыка""История Беларуси""Искусство". ;

созданы сборник театрализованных игр и словарь экономических терминов ;

проведены классные часы с учащимися,   где прошло обсуждение идеи включения учащихся в инновационную деятельность, выставка декоративного творчества учащихся и родителей «О, мир!»;

организован лекторий «Семья начинается с детей».

Содержание работы по внедрению в практику учреждения образования модели инкультурации личности школьника на основе средового подхода реализовывалось через формы организации урочной и внеурочной деятельности (проектная деятельность, тренинги, тематические занятия, семинары, выставки, экскурсии, конкурсы, тематические вечера).

Внеурочные мероприятия с учащимися проводились в основном в рамках шестого школьного дня и помогали повысить роль ценностных ориентаций учащихся в их саморазвитии и сделать культуру общения необходимой составляющей их жизни.

Ежегодной стала акция «Музей и дети». При выборе экскурсионных маршрутов в первую очередь учитывались известные исторические события родного края. С целью углубления знаний о культовых сооружениях Сморгонского района члены объединения по интересам «Юные экскурсоводы» проехали по маршруту аг. Крево – г. Сморгонь – аг. Жодишки – д. Нестанишки – аг. Войстом – аг. Крево. В 2018 году в рамках акции экскурсоводами школы были проведены мероприятия для учеников нашего учреждения и гостей; посещены культовые сооружения города Ошмяны, агрогородков Гервяты Ошмянского района и Солы Сморгонского района. Ежегодно на протяжении весенних каникул учащиеся принимали активное участие в мероприятии “Неделя книги”. Приобщиться к истокам народного творчества, реализовать потребность общения с произведения искусства педагоги и учащиеся смогли во время ежегодного мероприятия «Кревская керамика», проводимого ежегодно летом.

Успешно реализовано социальное партнёрство с Кревским сельским исполнительным комитетом, Кревской врачебной амбулаторией, Кревским лесничеством, ПКУП «Крево», православной церковью святого Александра Невского, католического костёла в аг. Крево, фермерским хозяйством «АгроВастара».  

В школе успешно функционирует народный историко-краеведческий музей, филиал музыкальной школы, налажено взаимодействие с Кревским Домом культуры, сельской библиотекой, Сморгонским районным центром творчества детей и молодёжи. На базе учреждения образования работает информационно-туристический центр. Современное мультимедийное обеспечение (наличие компьютерного класса с 7 компьютерами, мультимедийного проектора, интерактивной доски, собственного сайта), спортивной базы позволили определить новые направления деятельности в контексте заявленной темы проекта.    

 

 

 

  1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолениюкризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г.Асмолов // Вестник образования. – 2008. - № 1. – С. 65-85.
  2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.А.Ариарский. – СПб.: Изд-во «Анатолия», 1999.
  3. Батаршев, А.В.Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной щколе/ А.В.Батаршев.- СПб.:Ин-т профтехобразования, 1996.
  4. Григорович, Я.Д., Смолик, А.И. Прикладная культурология/ Я.Д. Григорович, А.И. Смолик. – Мн.: Образование и воспитание, 2005. – 228.  
  5. Дугарова, Ц.Д. Инкультурация личности в современной национальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01.
  6. Крылова, Н.Б. Культуросообразность образования в современных условиях/Н.Б.Крылова//Школьные технологии. –2006. – №2. – С.3-13.
  7. Макарени, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование/А.А.Макарени – Тюмень: Изд-во ТОГИРЮ, 1997, 65с.
  8. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1997.300 с.
  9. Мосейчук, С.Б. Программно-средовый подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса / С.Б. Мосейчук// Искусство и культура. – 2013. - № 2 910). – С. 116-120.
  10. Меняйлова, Т. А. Модель формирования личности школьника как человека культуры на основе культурологического подхода [Текст] / Т. А. Меняйлова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Приложение 1(1). – Екатеринбург: Раритет, 2006. – с.50-54.      
  11. Меняйлова, Т. А. Опыт освоения предмета «Народная культура» в школах южно-кузбасского региона. Теория и практика [Текст] / Т. А. Меняйлова // Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона: материалы научно-практической конференции / Под ред. В. А. Поповой, Т. С. Паниной. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1997. – с.283 – 287.                      
  12. Меняйлова, Т. А. Возможности и перспективы предметов культурологического цикла предметов как нового содержания образования [Текст] /Т. А. Меняйлова // Инновационные программы и технологии деятельности в системе дополнительного образования: Сборник трудов научно-практической конференции / Под ред. Г. А. Вержицкого, О. А. Добрыниной, С. В. Кривых. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 98 9-10. 06.98г.                                   
  13. Меняйлова, Т. А. Воспитание человека культуры как задача современного образования [Текст] / Т. А. Меняйлова // Тезисы региональной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию просвещения Сибири, 20-21 августа 2002г. / Ред.кол. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткина, Т. А. Фральцова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. – 293с., с. 194 – 197.                             
  14. Меняйлова, Т. А. Человек культуры – личность нового времени [Текст] / Т. А. Меняйлова // Повышение качества подготовки учителей в условиях непрерывного образования: Сборник научных трудов / Под ред. Т. И. Шалавиной. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – с.51-56.                                                                
  15. Меняйлова, Т. А. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников [Текст] / Т. А. Меняйлова // Актуальные проблемы развития образования в современных условиях: сборник научных трудов / Под ред. Т. И. Шалавиной. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. – с.57- 63.                                                                           
  16. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности/ В.Н.Наумчик, Я.Д.Григорович, Н.В.Самерсова и др. под общей редакцией В.Н.Наумченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 143 с

 

Инновационный проект «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Сроки реализации: 2021-2023 учебный год

Руководитель инновационного проекта:

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедры психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Контактные телефоны: 8(029)7046410, 8(017) 392 37 00, e-mail: psy@academy.edu.by.

 Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

      Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

оценить эффективность внедрения проекта.

 Данные о разработчиках и консультантах проекта

  Руководитель проекта: Копыш Татьяна Францевна, директор государственного учреждения образования «Кревская средняя школа », 801592-90120, е-mail:  sch-krevo@smorgon-edu.gov.by

 Разработчики проекта: Высоцкая Татьяна Станиславовна, заместитель директора по учебной  работе государственного учреждения образования «Кревская средняя школа», тел. 8(01592)90120 

 

Основная идея↓

Научные теории и разработки↓

Диагностика↓

20.12.2021↓

21.10.2021↓

18.10.2021↓