Наше время характеризуется кризисом культуры в мировом масштабе. Кризисное положение культуры отмечают многие современные ученые и общественные деятели. Исследователи кризисной ситуации в основном приходят к мнению, что она является отражением сегодняшнего состояния общества, фактов экономической и политической жизни страны.
Основными признаками кризиса культуры являются противоречия в ценностных ориентациях людей, разрушение идеалов культуры, нарушение нравственных норм общества.
Особенно незащищенными в данный период времени являются дети, поскольку все перечисленные явления, совпадая с периодом инкультурации личности, затрудняют возможность «принятия» ребенком культуры, идентификации с ней. Отсюда сложности в адаптации детей к социуму, на что указывает рост числа детей, находящихся в состоянии школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Наряду с этим констатируются и затруднения в формировании духовно-нравственной позиции у подрастающего поколения. Из-за противоречий в ценностных ориентациях взрослых ребенок затрудняется в определении жизненных ориентиров, что выражается в низком уровне мотивации, культурной грамотности выпускников, системе отношений к миру, к самому себе, к социокультурному окружению, снижении культурного уровня общения, однообразием школьной среды. «Смешение» ценностей является, возможно, главной причиной роста детской беспризорности и преступности (ярко выраженный протест против социокультурного устройства мира). Неудовлетворение культурных потребностей приводит к неопределенности в целеполагании, что влечет за собой «уход» от реальности, ее подмену (угрожающий рост наркотической зависимости у детей). Все это требует новых культуросодержащих проективных, организационных и педагогических решений, осмысления всех процессов в понятиях культурологии образования.В этой связи проблема инкультурации личности школьников на сегодняшний день является своевременной и значимой для развития образовательной практики.
Позитивные изменения в образовательной системе школы неосуществимы, если не учитывается среда, в которой развивается личность учащегося.
Во-первых, школьная среда представляет собой социально-педагогический феномен, аккумулирующий в себе педагогическую теорию и практику, качественное осуществление педагогической деятельности, сотрудничество с учащимися и их родителями, обусловленное культурно-историческим развитием общества.
Во-вторых, о возросшей значимости изучения культурной среды свидетельствует то, что современные процессы формирования и развития школьной образовательной среды не являются эффективными, так как продолжается снижение уровня обученности и воспитанности школьников, усиливается нежелание их учиться, что подтверждают исследования российских ученых (Н.П. Иванова, М.Н. Мирсагатова).
В-третьих, актуальность проблемы обусловливается и ее тесной взаимосвязью с проблемами профессионализма и педагогической культуры учителей. Поэтому в школе важно развивать такую среду, которая способствует созданию возможностей для профессионального роста педагога.
В-четвертых, среда способствует эффективному решению задач социализации и инкультурации личности, обеспечивает содержательную и функциональную взаимодополняемость и скординированность ресурсов и возможностей образования и культуры.
Готовность коллектива к реализации данного проекта подтверждалась высоким уровнем профессионализма педагогического коллектива (92,3% педагогов с высшим образованием, 88,5% педагогов имели первую и высшую квалификационную категорию) и его мотивацией к инновационной деятельности, активным участием в разработке и реализации инновационных проектов и программ. Учреждение образования имело опыт работы по реализации республиканского инновационного проекта («Внедрение экологической модели формирования психологической культуры, здорового образа жизни», 2010-2013).
В школе успешно функционирует народный историко-краеведческий музей, филиал музыкальной школы, налажено взаимодействие с Кревским Домом культуры, сельской библиотекой, Сморгонским районным центром творчества детей и молодёжи. На базе учреждения образования работает информационно-туристический центр.Современное мультимедийное обеспечение (наличие компьютерного класса с 7 компьютерами, мультимедийного проектора, интерактивной доски, собственного сайта), спортивной базы позволили определить новые направления деятельности в контексте заявленной темы проекта.
Успешно реализовано социальное партнёрство с Кревским сельским исполнительным комитетом, Кревской врачебной амбулаторией, Кревским лесничеством, ПКУП «Крево», православной церковью святого Александра Невского, католического костёла в аг. Крево, фермерским хозяйством «АгроВастара».
Участие в проекте по внедрению модели инкультурации личности школьника на основе средового подхода позволило обогатить инновационный опыт новым содержанием.