РУС БЕЛ ENG

Перечень нормативных правовых документов и информационно-методических материалов по актуальным направлениям организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Перечень нормативных правовых документов и информационно-методических материалов по актуальным направлениям организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

 

  1. Кодексы, Законы Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 27.06.2013.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. — Минск :Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2012 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=hk9900278. – Дата доступа: 27.06.2013.

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19302570&p2. – Дата доступа: 27.06.2013.

Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10500073&p2={NRPA}. – Дата доступа: 28.06.2013.

Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: в ред. Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H10300200&p2={NRPA}. – Дата доступа: 27.06.2013.

Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10400301&p2={NRPA}. – Дата доступа: 27.06.2013.

Закон Республики Беларусь от 04 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8. – 2/1794 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19403254&p2={NRPA}. – Дата доступа – 28.07.2013.

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 89. – 2/80 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H19900305&p2={NRPA}. – Дата доступа – 28.07.2013.

Закон Республики Беларусь от 07 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8. – 2/1794 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H10900065&p2={NRPA}. – Дата доступа – 28.07.2013.

 

  1. Директивы, Декреты Президента Республики Беларусь

Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=pd0600018&p2={NRPA}. – Дата доступа: 27.06.2013.

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18».

 

III. Нормативные документы, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 02.02.1995 № 13 “Аб Спiсе работ, на якiхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацiгадоў” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W29500771. – Дата доступа: 28.06.2013.

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 “Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21022875. – Дата доступа: 28.06.2013.

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx/www.belta.by/main.aspx?guid=3871&p0=W21326846p&p1=1. – Дата доступа: 28.06.2013.

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 №10 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru/sports-belarus/nb_sporta/?page=6. – Дата доступа: 28.06.2013.

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15.08.2006 г. № 26 «Об утверждении Правил проведения туристских походов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru/active-belarus/nb_aktiv/?page=3. – Дата доступа: 28.06.2013.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 “Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21022916. – Дата доступа: 28.06.2013.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».

  1. Нормативные документы, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №17 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W20615613. – Дата доступа 27.06.2013.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №23 // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21124085. – Дата доступа – 27.07.2013.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования», с изменениями и дополнениями, внесенными на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 07.10.2011 г. «О внесении дополнений и изменений в отдельное постановление Министерства образования Республики Беларусь по вопросам регулирования труда».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 84 а «Об утверждении Положения о совете учреждения образования» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №18.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 146 а «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №19.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 г. № 47 «Об утверждении положений о педагогическом совете учреждения общего среднего образования и родительском комитете учреждения общего среднего образования» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №24.

Инструкция о республиканском конкурсе педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе: утверждена  постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.12.2004 г. № 84.

Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 № 30.

Инструкция о проведении республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі i тымганаруся»: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2008 № 129.

Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2011 № 35а.

Инструкция о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6.07.2011 № 59.

Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.02.2009 № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W20920588. – Дата доступа – 27.06.2013.

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №17.

Положение об учреждении общего среднего образования: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

 

  1. Приказы Министерства образования Республики Беларусь

Приказ Министерства образования  Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. №177 “Об утверждении критериев и показателей качества обучения и воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования».

Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2003. – №7.

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2011 № 336 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=14301. – Дата доступа: 27.06.2013.

Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2011-2014 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14301. – Дата доступа: 27.06.2013.

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27.09.2011 № 599 «О дополнительных мерах по профилактике курения в учреждениях образования» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №20.

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 17.12.2012 г № 913 «О развитии общественно значимых молодежных инициатив и результатах организации временной трудовой занятости молодежи в составе студенческих и волонтерских отрядов» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2013. – №1.

 

  1. Письма Министерства образования Республики Беларусь

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2003 г. № 20-12/20 “Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью” // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2003. – №7.

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2008 года   № 12-02-05/6488/дс “Методические рекомендации по оформлению и содержанию уголков правовых знаний учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений”.

Инструктивно-методическое письмо «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей» // Настаўніцкая газета. – 2011. –  №№ 89-90.

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №15.

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №15.

Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №24.

 

  1. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь

Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2003. – №7.

Методические рекомендации “Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня” // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2004. – №22.

Методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики. – 2006. – №15.

Методические рекомендации «Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2007. – №21.

Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2007. – №22.

Методические рекомендации «Организация работы с младшими школьниками – октябрятами» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2007. – №21.

Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок футбола» («Час футбола») в учреждениях образования (методические рекомендации) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – №14.

Методические рекомендации по профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – №23.

Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2009. – № 22.

Методические рекомендации по организации оказания помощи воинскими частями вооруженных сил общеобразовательным учреждениям в допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании учащихся: письмо Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2008 года № 12-01-12/6102/дс // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2009. – №3.

Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы и ее учет» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №6.

Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянінБеларусі» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=22201. – Дата доступа: 27.06.2013.

Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №6.

Методы оценки эффективности взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи: приложение 6 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.

Перечень информационно-образовательных ресурсов, рекомендуемых для использования в воспитательной работе: приложение 3 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.

Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе: приложение 7 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.

Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14281. – Дата доступа: 27.06.2013.

 

VII. Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческого профиля) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №20.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №20.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №20.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (эколого-биологический профиль) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №20.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегическая цель воспитания обозначена в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и конкретизирована в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., ряде нормативных правовых документов.

Поскольку цель воспитания на современном этапе – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося, то именно этот ориентир является своеобразным эталонным показателем сформированности изучаемых свойств объекта. Существует четыре уровня реализации целей воспитания:

– цели государственной образовательной политики;

– цели воспитания на региональном уровне (конкретизация целей государственной образовательной политики);

– цели развития каждого конкретного учреждения образования;

– цели как планируемые результаты развития личности учащегося.

Определение результативности процесса воспитания показывает, насколько адекватны поставленным целям содержание работы, выбранные методы, средства и формы, насколько учтены психологические условия и др.

Требования к качеству воспитания как составляющей качества образования определяют актуальность всестороннего анализа процесса и результата воспитания личности.

Критерии и показатели оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования

Выделяют три основные составляющие качества воспитания в учреждениях общего среднего образования: качество результатов воспитания личности учащегося, качество воспитательной системы и качество условий организации процесса воспитания.

Воспитанность определяется как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Многократное комплексное обследование всех учащихся с помощью одного и того же набора диагностических средств через определенные временные интервалы (не чаще двух раз в год) дает возможность своевременно реагировать на происходящие изменения. Мониторинг воспитания – один из способов оценки качества воспитания учащихся, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать условия организации и эффективность воспитательного процесса.

Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого учащегося, коллектива класса и учреждения образования в целом педагогически управляемым; позволяет разрабатывать коррекционные программы, прогнозировать и проектировать определенные результаты.

Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих показателях, каждый из которых может быть оценен с помощью соответствующих методов.

Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях общего среднего образования

 

Составляющие качества воспитания

Критерии

Показатели

Качество процесса воспитания

Качество целеполагания

Соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы в учреждении образования

Качество содержания процесса воспитания

Знания, умения и навыки деятельности и поведения в рамках личностного развития:

интеллектуального (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.)

психологического (уровень работоспособности, утомляемости; стрессоустойчивость; уровень тревожности; уровень саморегуляции и др.);

духовного (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.);

физического

Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процесса

Технологии организации воспитательной деятельности, в том числе формы, методы, средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса.

Общественно значимые традиции в коллективе.

Общественно полезные акции.

Организация информационной работы.

Организация работы музеев, клубов общественно-политической и гражданско-патриотической направленности.

Организация работы объединений по интересам.

Уровень работы первичных организаций БРСМ и пионерских дружин.

Эффективность деятельности органов ученического самоуправления.

Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий.

Организация и культура питания учащихся.

Система работы по охране здоровья учащихся.

Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений, зависимого поведения.

Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация.

Участие в разнообразных видах деятельности по охране окружающей среды

Качество результатов процесса воспитания

Уровень воспитанности

Ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности (учеба, спорт, творчество, здоровье и т.д.) и общения.

Направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии белорусского государства.

Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Способность противостоять негативным тенденциям.

Личностные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и др. в соответствии с основными составляющими воспитания, выделенными в Концепции).

Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).

Уровень культуры отношений в коллективе

Взаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт.

 

Уровень культуры предметно-пространственных отношений

Эстетический облик учреждения, наличие символики, традиций.

Качество условий процесса воспитания

Качество управления процессом воспитания

Мониторинг качества воспитания.

Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности.

Открытость воспитательной системы. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах учащихся. Эффективность использования воспитательного пространства социума. Оказание психолого-педагогической, юридической и другой помощи семье, учащемуся, педагогу.

Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Коллектив учреждения образования. Нравственно-психологический климат.

Качество обеспечения процесса воспитания

Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования.

Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической культуры педагогов, знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.; профессиональный рост.

Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т.д.).

Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда.

Информационное обеспечение процесса воспитания.

 

Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Показатель недостаточно выражен. 3. Показатель выражен. 4. Показатель ярко выражен.

Уровень воспитанности определяется классными руководителями с привлечением педагогов-психологов и педагогов социальных сначала применительно к каждому конкретному учащемуся, затем на уровне класса. Результаты обобщаются на уровне учреждения образования.

Показателем качества воспитательной системы учреждения образования служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.

Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.

Оценка показателя.

Количество баллов

Информация отсутствует.

0

Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.

1

Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.

2

Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов.

3

Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе.

4

Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.

5

Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны.

6

Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы.

7

Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

8

Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям.

9

Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать опыт для распространения.

10

 

Качество воспитательной системы оценивается администрацией учреждения общего среднего образования.

 

Диагностика эффективности и качества воспитания  в учреждениях общего среднего образования

Поскольку воспитание как неотъемлемый компонент педагогической деятельности имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты, то его диагностика является составной частью профессиональной деятельности педагога.

Уровень воспитанности определяется с помощью методов диагностики. Сущность диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения существенных характеристик личности; увидеть нормы или отклонения в их развитии; определить степень (уровень) развития; проанализировать полученные факты; установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения; выработать план дальнейшей воспитательной работы.

Процедура диагностики воспитанности предполагает следующую последовательность действий:

постановка целей диагностики;

уточнение критериев, показателей воспитанности личности;

отбор и применение методов диагностики;

анализ результатов диагностики;

выделение уровней воспитанности детей;

фиксирование и учет результатов диагностики.

Отбор методов диагностики осуществляется с учетом каждой конкретной ситуации учреждения образования, возраста учащихся и особенностей коллектива класса.

Наиболее информативными являются следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися, беседы с педагогами, родителями, анализ результатов деятельности, сочинений, обобщение независимых характеристик, ранжирование, недописанный тезис и др.

В соответствии с целью и задачами диагностики педагог может составить исследовательский комплекс для получения более объективной информации об ученике. Например, сначала используется прием «недописанный тезис», а по его результатам осуществляется ранжирование. Опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, учащимся можно предложить ответить на вопросы анкеты. После анкетирования можно провести уточняющие беседы с отдельными учащимися и учителями.

Одним из условий успешности проведения диагностики в учреждении общего среднего образования является создание атмосферы доверия и доброжелательности.