Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых — компьютерная и интернет-зависимость детей и подростков. К сожалению, лёгкий доступ к самой разной информации может помешать ребёнку развить в себе творчество, интеллект, умение строить глубокие отношения и преодолевать трудности, а также негативно сказаться на нравственном развитии.
Давайте разберёмся, как родители могут организовать жизнь ребёнка, чтобы технические средства помогали ему развиваться, но не владели им. Иными словами, что можно сделать в семье, чтобы снизить риск возникновения компьютерной и интернет зависимости.
Словосочетание «компьютерной зависимости» описывает целый ряд зависимостей, которые в мировой практике рассматриваются отдельно. Так, выделяются зависимость от компьютерных игр (гейминг), интернет-зависимость (сетеголизм), киберсексуальная аддикция (болезненное пристрастие к сексуальному поведению посредством использования компьютерных технологий) и некоторые другие. Мы подробно остановимся на первых двух видах и под словосочетанием «компьютерная зависимость» будем понимать гейминг и сетеголизм. Сегодня эти понятия ещё не вошли в медицинские справочники, но такая возможность постоянно обсуждается, появляются соответствующие клиники и научные труды.
Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.
Можно выделить 7 семейных факторов, способствующих возникновению и развитию у младшего школьника, подростка, гейминга и сетеголизма.
1. Низкий нравственный уровень семьи. Вряд ли в семье, где постоянны сквернословие, пьянство, ложь, насилие, где встречаются супружеские измены и др. – вырастет ребёнок, свободный от зависимого поведения. Внимание к себе и удержание себя от порока – личностная основа независимого поведения. Подросток нравственно развивается тогда, когда он чётко осознаёт нравственно приемлемые границы своего поведения, а личный пример – самый важный фактор воспитания.
2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Постоянные конфликты, грубость и хамство в семье, эмоциональная подавленность, отсутствие регулярного эмоционально привлекательного досуга в семье – всё это формирует у подростков стойкое негативное отношение к семье, а при длительном воздействии – повышенную или высокую тревожность, страхи. Поэтому подростки устремляются в виртуальный мир, где они хотя бы временно получают желательные эмоции. На виртуальных персонажах подростки могут вымещать агрессию, возникшую в реальных ситуациях.
3. Отсутствие доверительных отношений с родителями. Доверительные отношения с родителями дают ребёнку, подростку возможность для спокойного осмысления происходящих событий, позволяют сделать выводы и научиться лучше управлять собой. Хорошо, если родители могут хотя бы отчасти вместе с подростком осваивать позитивные возможности информационных технических средств.
4. Стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей. Это мешает молодым людям укрепить их самостоятельность. Например, систематическое приготовление уроков ребёнком совместно с родителями приемлемо в 1-м классе, но, как правило, вредно в 5-м. В результате подростку, не умеющему организовывать свою деятельность (в частности, своё поведение во времени и своё внимание), трудно держать под контролем свои информационные увлечения.
5. Раннее приучение ребёнка к компьютеру, телевизору, мобильному телефону. Важно, чтобы у ребёнка-дошкольника сначала развивались творческие способности, социальные навыки, а уже потом, с 7-8 лет – навыки использования электронных средств. Дошкольника нужно учить играть в реальные, а не в виртуальные игры. Тогда он обретёт умение воплощать придуманные им самим образы, а не манипулировать уже готовыми. Этой проблеме посвящена трилогия книг Л. Петрушевской о поросёнке Петре. Творческий потенциал ребёнка должен найти реализацию в создании образов в игре – иначе ребёнку будет трудно быть успешным в школе, а в запущенных случаях проблемы могут быть более серьёзными. К сожалению, виртуальная игра всё чаще вытесняет реальную. В результате, в дальнейшем ребёнок становится более уязвимым для манипуляции сам, снижается его интеллектуальный уровень, ребёнку труднее общаться.
6. Неумение заинтересовать ребёнка, подростка жизнью в реальном мире (самими родителями или через других людей). Это важно для детей разных возрастов, но особенно актуально для подростков, которые, в силу возрастных особенностей, стремятся выйти за рамки семейной среды. Подростку нужно место, где он мог бы находиться продолжительное время и учиться удовлетворять свои потребности нравственно приемлемым образом. Такими средами могут быть учреждения дополнительного образования, значимые увлечения (при условии их грамотного руководства), школьные факультативы по предметам, интересующим подростка. Нереализованность подростка – одна из причин компьютерной зависимости. Сегодня положение осложняется тем, что среда, подкрепляющая зависимость, является, в том числе, значимой группой для подростка (например, в случае зависимости от многопользовательских онлайн-игр или от социальных сетей). Если подросток приобщился к этой среде, нужно помогать ему следить за временем и содержанием игр.
7. Отсутствие родительского надзора за временем игр и нахождения ребёнка в Сети, тематикой посещаемых им сайтов. Приводит к тому, что ребёнок может приобщиться к нежелательной информации, стать участником сообществ, поощряющих его разрушительное поведение; также мешает ребёнку научиться контролировать свои увлечения. Существуют нормы времени работы ребёнка за компьютером. В некоторых странах мира, действует система ограничительных рейтингов на медиапродукцию. В частности, до 12 лет необходимо полностью исключить фильмы и игры, основанные на детализированном насилии. Вместе с тем, этот фактор не является главным, это лишь часть условий, помогающих юному человеку управлять собой.
Нормы работы ребёнка за компьютером:
Возраст Максимальное Максимальное Максимальная
время время кратность
непрерывной работы в неделю
работы в день
7 лет 15 мин. 30 мин. 1-2 раза
8 лет 25 мин. 40 мин. 2-3 раза
9 лет 25 мин. 50 мин. 2-3 раза
10 лет 30 мин. 60 мин. 2-3 раза
11 лет 35 мин. 70 мин. 3-4 раза
12 лет 35 мин. 70 мин. 3-4 раза
13 лет 40 мин. 80 мин. 3-5 раз
14 лет 45 мин. 90 мин. 4-5 раз
15 лет 45 мин. 100 мин. 4-6 раз
16 лет 45 мин. 120 мин. 5-6 раз
В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения. Зачастую ребёнок проводит время за компьютером, когда родителей нет дома. Поэтому можно отследить это время с помощью специальных программ, например, Kaspersky Internet Security. Информацию по установке и использованию таких программ можно найти на сайтах их изготовителей; у многих программ существуют службы телефонной технической поддержки, номера их телефонов можно найти на тех же сайтах.
Как предотвратить развитие
компьютерной зависимости у подростков?
1. Управление каналами информации:
2. Определите, сколько времени Ваш сын или дочь проводят у экрана;
3. Наладьте родительский контроль, постепенно приведите время к нормам;
4. Помните, что ограничивая ребёнку доступ к компьютеру или планшету, Вы должны предоставить равноценную замену (например, устроить совместную прогулку, поход в музей и т.п.)
5. Ограничьте доступ к играм и фильмам с высоким содержанием насилия (ориентируйтесь на рейтинги: +6, +12, +16, +18);
6. Умейте быть продвинутым пользователем компьютера, Интернета;
7. Исключите или хотя бы снизьте проявления зависимого поведения со своей стороны (табак, сериалы, и т. п.), при необходимости — обратитесь за помощью сами;
8. Привлекайте ребёнка к использованию полезных программ и сайтов;
9. Проверьте, не является ли ребёнок уже зависимым с помощью опросника Кулакова для родителей; если это так, обратитесь к специалисту;
Развитие эмоционально-волевой сферы:
1. Помогайте отслеживать и анализировать свои поступки, мысли, эмоции;
2. Научите осознавать свои потребности, ставить цели и достигать их, организовывать время ;
3. Обеспечьте физическую активность (минимум – 2 часа в день);
4. Развивайте музыкальные вкусы, приобщайте к классической музыке;
5. Поощряйте творческое решение актуальных проблем.
Социальное развитие:
1. Создайте условия для того, чтобы Ваш ребёнок (подросток) нашёл себе группу сверстников, которая помогала бы ему развиваться;
2. Найдите учреждение дополнительного образования (работы) для ребёнка (подростка), помогите ему найти его самому;
3. Среднему и старшему подростку (13-17 лет) создайте условия для самоопределения (например, познакомьте его с профессионалами, вместе посещайте дни открытых дверей);
4. Станьте участником родительского сообщества, организуйте вместе дела по воспитанию детей.