ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Школа – территория здоровья»
Название проекта | Школа - территория здоровья |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, в основе которой лежит комплексный подход к пониманию содержания здоровья Задачи проекта: 1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья. 2. Эффективное и системное использование здоровьесберегающих технологий 3. Создание оптимального материально- технического и научно-методического обеспечения 4. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся 5. Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса 6. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний |
Наименование организации | Государственное учреждение образования" Кревская средняя школа" |
Юридический адрес | Гродненская обл., Сморгонский р-н., аг.Крево, ул. Богдановская,26 |
Адрес электронной почты |
sch-krevo@smorgon-edu.gov.by |
Телефон (факс) | 8(015)9290120 |
Адрес школьного сайта |
sch-krevo.smorgon-edu.gov.by |
Сроки реализации проекта | 2017-2020 годы |
Новизна проекта | Новизна проекта определяется: созданием собственной модели здоровьесберегающей среды |
Практическая значимость проекта |
Практическая значимость проекта определяется: 1. Увеличением доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни 2. Уменьшением доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся) 3. Отсутствием отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса . 4. Положительной динамикой мониторинга уровня физической подготовленности учащихся. 5. Положительной динамикой охвата учащихся спортивно-оздоровительной досуговой деятельностью. |
I. Пояснительная записка
Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни
– здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо
осознается представителями системы образования как профессионально
значимая. Это объясняется, прежде всего, тем что само понятие «здоровье»
трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем
сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое,
психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень
физического развития, соответствующий возрасту.
Коллектив нашей школы рассматривает здоровье как цель, содержание и
результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий
успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной
деятельности. Деятельность педагога к педагогическому процессу направлена
как на обучение, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления их
здоровья.
Проект «Школа-территория здоровья» объединяет и согласовывает работу
педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности
по формированию культуры здорового образа жизни всех участников
образовательного процесса. Данный проект направлен на решение задач по
профилактике и пропаганде здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это отражающая совокупность индивидуальных
разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют
естественные, материальные, духовно - нравственные и социальные
потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью
и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый
образ жизни - это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека
по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе
ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом
индивидуальных особенностей жизнедеятельности. Для решения проблемы по
существу необходимы не просто профилактические мероприятия
(санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению
показателей заболеваемости, физического и нервно - психического развития и
т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в данном
учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и
здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.
А это задача не отдельных мероприятий и даже комплекса их, это задача
перестройки всей жизни школы. Значительную роль в реализации проекта мы
уделяем родителям, семье ребёнка. Сегодня роль семьи в укреплении и
сохранении здоровья детей должна неуклонно возрастать.
Тема и значимость проекта были определены в ходе проведения
глубокого анализа здоровьеформирующей деятельности образовательного
учреждения.
Выбранная нами тема близка и для ее развития у нас имеется хорошая база.
Наше учреждение имеет славные традиции в направлении укрепления и
сохранения здоровья школьников и педагогов, пропаганды здорового образа
жизни. Наша школа на протяжении многих лет считает вопрос по сохранению и
укреплению здоровья школьников одним из приоритетных в развитии школы и
является опорной в районе по организации физкультурно-оздоровительной
работы. Это позволяет добиваться значительных успехов в спорте на районном,
областном, республиканском и международном уровнях .
Учащиеся школы достойно защищают честь школы на спортивных
соревнованиях. Мы можем гордиться нашими лучшими спортсменами, которые
всегда достойно представляли нашу школу на соревнованиях различных
уровней.
Таким образом, проект «Школа – территория здоровья», направленный на
создание собственной модели создания здоровьесберегающей среды и носящий
комплексный характер, может и должен объединить усилия педагогов,
руководства школы, самих учащихся и их родителей в деле сохранения и
укрепления здоровья, поддержания активного здорового образа жизни всех
участников образовательного процесса.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей среды в образовательном
учреждении, в основе которого лежит комплексный подход к пониманию
содержания здоровья и проекта
Достижение цели предполагаем через решение следующих задач:
1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа
жизни, охране и укреплению здоровья.
2. Эффективное и системное использование здоровьесберегающих технологий
3. Создание оптимального материально-технического и научно-методического
обеспечения.
4. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно
занимающихся здоровьем учащихся
5. Формирование культуры здорового образа жизни всех участников
образовательного процесса.
6. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре
здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного
и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний.
III. Сроки и этапы реализации проекта.
1. Аналитическо-диагностический (2017-2018 год):
1.1. анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности школы;
1.2. постановка и осмысление проблемы.
2. Экспериментальный (2018 -2019год):
2.1. поиск путей решения поставленной проблемы;
2.2. создание условий необходимых для реализации Проекта;
2.3. организация эффективной здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения;
2.4. апробация выбранных здоровьесберегательных образовательных
технологий, форм и методов обучения.
3. Рефлексивно – обобщающий этап (2020 год):
3.1. анализ полученных результатов;
3.2. соотнесение полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами
проекта;
3.3. формирование адекватных и целостных представлений о проблеме и
результатах решения;
3.4. определение перспективы развития Проекта.
IV. Механизм реализации проекта.
I. Анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности школы.
1. Создание условий в учреждении образования для здоровьеформирующей
деятельности:
1.1. организация здоровьесберегающей образовательной среды:
– организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
– деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания;
– организация питания;
1.2. ресурсы школы.
2. Анализ состояния здоровья основных участников образовательного процесса:
2.1. мониторинг состояния здоровья детей (за три года):
динамика распределения обучающихся по группам здоровья;
мониторинг физического развития учащихся;
заболеваемость учащихся;
наличие учащихся, имеющих вредные привычки;
мониторинг физической подготовленности учащихся.
3. Образовательная деятельность школы по формированию культуры здорового
образа жизни.
4. Внеурочная деятельность школы по формированию культуры здорового
образа жизни.
4.1. физическое воспитание и двигательная активность учащихся;
4.2. проведение спортивно- массовых мероприятий, фестивалей, акций.
5. Участие родителей в здоровьеформирующей деятельности школы.
6. Исходный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности
школы.
II. Разработка модели здоровьесберегающе среды в учреждении образования, в
основе которой комплексный подход к пониманию содержания здоровья:
1. Создание системы здоровьесбережения в образовательной деятельности.
2. Создание системы здоровьясбережения в воспитательной деятельности
школы.
3. Организация деятельности школьного Центра здоровья по созданию
образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление
физического, социального, психологического, нравственного здоровья.
4. Организация работы шестого школьного дня и комплекса оздоровительных
мероприятий для учащихся I-VIII классов.
5. Организация деятельности волонтерских отрядов «Мы за здоровый образ
жизни», «Мы за безопасную дорогу в школу!», агитбригады «Здоровье- это
круто, здоровье – это драйв» школы с целью пропаганды и популяризации
принципов здорового и безопасного образа жизни.
6. Проектная деятельность учащихся в направлении пропаганды и
популяризации принципов здорового образа жизни
7. Межведомственное взаимодействие по формированию культуры здорового
образа жизни как основа комплексного подхода к решению проблемы
сохранения и укрепления здоровья.
8. Создание оптимального материально-технического и научно-методического
обеспечения.
III. Разработка, подбор и апробация критериев и показателей эффективности
комплексного подхода к решению проблем здоровья учащихся и комплекса
диагностических методик для определения эффективности
здоровьесберегающей деятельности учреждения образования.
IV. Проведение проблемных семинаров, открытых мероприятий с целью
распространения и обмена опыта работы школы по формированию культуры
здорового образа жизни всех участников образовательного процесса
V. Концептуальные основы проекта «Школа- территория здоровья»
В основе Проекта лежат следующие принципы и подходы:
1. Аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих
установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах,
рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных
ценностей человеческого бытия.
2. Деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую
практическую деятельность учителя и ученика через активные формы обучения
и воспитания и активное взаимодействие и направленную на реализацию
здоровьесберегающего учебно- воспитательного процесса;
3. Системный подход, который рассматривает образовательное учреждение как
управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые
целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации
здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий,
включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе
мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность
достижения поставленных целей.
Реализация проекта «Школа – территория здоровья» может стать существенным
вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в
учреждениях образования нашего города. А опыт нашего учреждения в
направлении сохранения и укрепления здоровья всех участников
образовательного процесса может оказаться важным и быть интересным и
востребованным для школ города и региона.
VI. Нормативно-правовая база проекта.
Нормативно-правовыми документами для разработки проекта послужили:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и
дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г.
и 17 октября 2004 г.).
2. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая
безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы: утверждена
постановлением Совета Министров от 14 марта 2016 г. №200.
3. Закон Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании
психологической помощи».
4. Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122-З «Об основах
деятельности по профилактике правонарушений».
5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27
декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил
«Требования для учреждений общего среднего образования» и признании
утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения
Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
6. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6
октября 2014 г. № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий
физической культурой и спортом».
7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля
2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и
учащейся молодежи».
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22
февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы».
9. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. №
336 «Об утверждении Программы воспитания и защиты прав и законных
интересов детей, находящихся в социально опасном положении», «Об
утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении».
10. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики
Беларусь № 14 «Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок
футбола» («Час футбола») в учреждениях образования».
VII. Ожидаемые результаты.
1. Сформированность у учащихся определенных знаний, умений и действий (в
соответствии с образом выпускника у учащихся школы на каждой ступени
обучения).
2. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных
участников образовательного процесса.
3. Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности
учащихся.
4. Положительная динамика охвата учащихся спортивно - оздоровительной
досуговой деятельностью.
5. Уменьшение доли учащихся с вредными привычками (от общего количества
учащихся).
6. Выпуск методических рекомендаций, брошюр с целью распространения
опыта работы школы в направлении работы школы по сохранению и
укреплению здоровья всех участников образовательного процесса (не менее
двух раз в год).
7. Использование школьного сайта в активном режиме.
8. Проведение на базе школы семинаров, акций, фестивалей с целью
распространения и обмена опытом работы школы в данном направлении.
9. Увеличение доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни
10. Разработка собственной системы отличия участников волонтерских отрядов
(флаг, отличительные значки, одежда).
11. Разработка системы поощрения учащихся активно стремящихся к здоровому
образу жизни.