Воспитанник от 5 до 6 лет:
называет домашний адрес, имя, отчество, фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона;
выражает (вербально) свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки («я рад», «я сердит» и др.), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо – плохо);
осознает значение семьи в жизни человека, рассказывает о своей семье, доме, совместном отдыхе и др., проявляет любовь к родителям;
самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом;
выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.);
различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи (под наблюдением взрослого);
выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает правила дорожного движения (переходит проезжую часть по пешеходному переходу и др.), осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (при пожаре – не прятаться, звать взрослых на помощь и др.);
соблюдает правила поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживает с ними дружеские взаимоотношения: играет вместе, помогает, подчиняется общим интересам и правилам и др., разрешает конфликты мирным путем (договаривается, извиняется, обращается ко взрослому и др.), применяет способы элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми (ведет себя спокойно, сдерживает свои негативные побуждения);
называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, природные символы Беларуси (зубр, аист, цветок льна и др.), понимает их значение;
определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит;
называет государственные символы Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), знает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь;
различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (изделия из льна, глины, соломки, лозы и др.), компоненты национального костюма, блюда народной кухни;
узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение;
называет профессии людей (воспитатель, учитель, строитель, обувщик, художник, библиотекарь и др.), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города;
называет предприятия Беларуси по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и т.д.;
применяет основные экономические понятия (деньги, бюджет, цена и д.р.), устанавливает причинно-следственные связи между понятиями «труд» –продукт» – «деньги», различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию;
проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает игровой замысел и выбор роли со сверстниками (считалка, жребий), учитывает свои интересы и интересы партнера, решает конфликты в игре на основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами;
проявляет самостоятельность (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль; испытывает чувство удовлетворения от качества результатов своего труда, бережно относится к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.
Воспитанник от 6 до 7 лет:
называет свой адрес, номера телефонов (домашний, родителей, разных служб);
различает эмоциональное и физическое состояние других людей (мама отдыхает - нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь и др.), проявляет участие и заботу о близких и сверстниках (сочувствие, эмоциональную поддержку и др.);
дает оценку внешнему виду человека и его личностным качествам;
адекватно воспринимает себя во времени, осознает свои возможности («когда я был маленьким», «когда я вырасту большой»);
осознает свое социальное «я»: внутреннюю позицию воспитанника учреждения дошкольного образования, эмоционально положительно относится к роли учащегося;
проявляет волевые усилия, следует социальным нормам поведения и правилами в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
анализирует взаимосвязь между совершаемым действием и его пользой для здоровья (если чистить зубы, то они будут здоровыми, и др.); осознанно и мотивированно использует накопленный опыт сохранения и укрепления здоровья (соблюдать распорядок дня, выполнять физические упражнения и др.); рассказывает о значении физических упражнений, закаливания, рационального питания для укрепления здоровья, о влиянии полезных и вредных привычек на здоровье человека;
самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами и принадлежностями, соблюдает правила столового и гостевого этикета (пользоваться салфеткой, брать пищу маленькими кусочками, не спешить, приходить в гости по приглашению, не опаздывать, не брать вещи без разрешения и др.);
различает опасные ситуации бытового, социального, технического и природного характера (не разговаривать, не брать угощения от незнакомых людей, не включать газовую плиту, передвигаться осторожно во время гололеда и др.);
рассказывает, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
соблюдает правила дорожного движения, правила безопасного поведения (пить чистую воду, не подходить и не кормить с руки животных, не открывать незнакомые жидкости, пользоваться кухонными инструментами по назначению, совместно со взрослым переходить проезжую часть в указанных местах и т. д.);
самостоятельно ставит цель трудовой деятельности, планирует замысел, осуществляет процесс труда, оценивает результат, бережно обращается с инструментами, участвует в различных видах труда;
называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, озера, реки, заповедники;
называет государственные символы (флаг, герб, гимн); фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь;
соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;
рассказывает о труде, отдыхе белорусов, их нравственных качествах, культурных традициях, о людях разных стран мира;
называет предприятия родного города, Республики Беларусь по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и др.;
рассказывает о прошлом, настоящем и будущем предметов рукотворного мира;
называет простейшие понятия основ экономики («деньги», «цена», «валюта», «дешевле» и др.); профессии, связанные с экономической деятельностью; базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность, трудолюбие);
самостоятельно экономно и с пользой расходует воду, свет, материалы;
самостоятельно организует коллективные и индивидуальные игры, различает условную и реальную ситуации, вовлекает участников, договаривается, планирует и обсуждает действия играющих, выполняет правила, прогнозирует развитие событий, преодолевает конфликты в игре на основе мирного соглашения, радуется успехам партнера по игре.